Прокурор разъясняет
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
О правах инвалидов
Права инвалидов регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В частности:
Работникам-инвалидам (I, II группы) положен семичасовой рабочий день (или 35 часов в неделю) с получением полной зарплаты.
Работнику-инвалиду работодатель обязан предоставить трудовой отпуск протяжённостью в 30 календарных дней. В дополнение к этому инвалид может в течение года брать неоплачиваемый отпуск продолжительностью до 60 календарных дней.
Работодатель не имеет права привлекать работающих инвалидов на сверхурочные, ночные и иные работы без письменного на то согласия работника.
Инвалидам, которым необходимы особые трудовые условия, работодатель должен оснастить рабочие места устройствами, организовать им рабочее место, отвечающее положениям, прописанным в программе реабилитации.
Работодатели должны держать квоты на рабочие места для инвалидов, этим обеспечивается трудовая деятельность инвалидов.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Предоставление лекарств детям-инвалидам
В соответствии с действующим законодательством при получении набора социальных услуг дети-инвалиды бесплатно обеспечиваются по рецептам врачей лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Перечень льготных лекарственных препаратов утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, а Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов — Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.06.2019 № 446н.
Пациент может получить лекарство (медицинское изделие, лечебное питание) по федеральной льготе из вышеуказанных перечней в любом регионе Российской Федерации вне зависимости от того, где он постоянно зарегистрирован.
Помимо федеральной льготы у пациента может быть и региональная льгота, если он относится к какой-либо категории граждан, указанной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890. Такими категориями являются все дети до 3 лет, пациенты с диагнозами: онкология, диабет, эпилепсия и др.
В случае отказа законного представителя ребенка-инвалида, имеющего право на лекарственное обеспечение по двум основаниям (инвалидность и региональная льгота), от набора социальных услуг, за ним сохраняется право на бесплатное получение лекарственных средств из регионального списка льготных лекарственных препаратов.
Если выписанное врачом лекарство отсутствует в аптеке, то аптечная организация обязана поставить рецепт на "отсроченное обслуживание" и в течение 10 (15 – в случае назначения лекарства врачебной комиссией) рабочих дней с даты обращения обеспечить соответствующим препаратом, либо выдать аналогичное лекарственное средство.
По фактам отсутствия лекарственных препаратов в аптеке можно обратиться в региональный орган здравоохранения или территориальный орган Росздравнадзора Российской Федерации.
Если лекарственные препараты, которые должны выдаваться ребенку-инвалиду бесплатно, приобретены за счет собственных средств, в судебном порядке может быть получена компенсация (ответчиком может быть региональный орган здравоохранения, фармацевтическая компания, аптека) если истцом будет доказано, что приобретенный лекарственный препарат требовался пациенту (на руках должен быть рецепт), а аптечный пункт не предоставил лекарственный препарат в положенный срок. Важно сохранить чеки за приобретенные препараты.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Права инвалидов на доступную среду
Основные положения государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов определены Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон).
Суть ее заключается в обеспечении инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, в том числе обеспечение беспрепятственного доступа к социальной среде.
Статьей 15 Закона на органы государственной власти, местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Наиболее проблемным остается вопрос приспособления жилых помещений для нужд инвалидов.
Тысячи граждан вынужденно годами не покидают пределы своих квартир, так как подъезды не приспособлены для перемещения человека на кресле-коляске.
Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается посредством переоборудования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от особенностей ограничения его жизнедеятельности для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649.
В соответствии с требованиями законодательства обязанности по обследованию жилых помещений инвалидов с оформлением соответствующих актов и заключений, а также реализации мероприятий по переоборудованию помещений жилищного фонда возложена на органы местного самоуправления, которые должны создать соответствующие комиссии. Координацию данной работы осуществляет Министерство социальных отношений региона.
Во всех муниципальных образованиях такие комиссии созданы, однако работа их носит заявительный характер.
В связи с этим, для решения вопроса о переоборудовании жилого помещения для нужд граждан с ограниченными возможностями здоровья, они вправе обратиться с соответствующим заявлением в муниципальную комиссию, созданную в этих целях, по месту нахождения жилого помещения.
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.
Заключение о возможности приспособления жилого помещения подлежит направлению в течение 10 дней со дня его вынесения главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения для принятия решения о включении мероприятий в соответствующий план.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Информирование инвалида о полагающихся ему протезах и иных средствах реабилитации будет обеспечиваться посредством электронного каталога, а оплата производиться с использованием электронного сертификата
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оплата дополнительных расходов, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определены Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2021 № 695
внесены изменения, касающиеся установления порядка использования электронного сертификата на отдельные виды технических средств реабилитации.
В целях использования электронного сертификата на отдельные виды технических средств реабилитации инвалидами и застрахованными лицами, получившими повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, постановлением регламентируется порядок направления заявления застрахованного лица в том числе в форме электронного документа с использованием единого портала госуслуг, сроки рассмотрения заявления, а также порядок оплаты средств реабилитации с использованием электронного сертификата.
Кроме того, предусмотрена возможность предоставления информации о протезах, протезно-ортопедических изделиях, ортезах, технических средствах реабилитации, посредством обращения застрахованного лица к электронному каталогу технических средств реабилитации (изделий). По выбору застрахованного лица (его доверенного лица) соответствующие средства реабилитации и услуги по их ремонту, могут быть приобретены (оплачены) с использованием электронного сертификата. Электронный сертификат используется для оплаты расходов в течение срока обеспечения застрахованного лица данными изделиями, предусмотренного программой реабилитации пострадавшего, но не более 12 месяцев со дня начала срока действия электронного сертификата.
Изменения вступают в законную силу с 26.09.2021.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Указом Президента РФ от 26.07.2021 № 437 была введена обязанность обслуживать вне очереди детей-инвалидов и тех, кто их сопровождает, для предприятий торговли, общепита, службы быта, связи и ЖКХ, учреждений здравоохранения, образования и иных организаций.
В прокуратуре также уточняют, что с 26 июля текущего года дети-инвалиды и их сопровождающие имеют также право на внеочередной прием у руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.
При этом в Указе от 02.10.1992 г., указанные положения касались лишь лиц, имеющих инвалидность I и II групп. Новым Указом Президента РФ был расширен список лиц, имеющих право на первоочередное обслуживание.
Необходимо также отметить, что группы инвалидности устанавливаются совершеннолетним россиянам, а детям же присваивают категорию «ребенок- инвалид».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2016 № 1285 внесены изменения в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, а также Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Теперь, государственные и муниципальные заказчики обязаны направлять в реестр данные о размере аванса в случае, когда он предусмотрен контрактом.
С 01.04.2017 заказчиками в реестр будут вноситься сведения о гарантии качества товара, работы, услуги по контракту и сроке ее представления (при наличии), а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара, работы, услуги.
Перечисленные сведения до принятия поправок в реестр контрактов не включались.
За нарушение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084, предусмотрен штраф.
Названные изменения в Правила внесены
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Органы местного самоуправления могут обязать снести самовольное строение, даже если оно возведено до 1 сентября 2015 года
С 01.09.2015 органы местного самоуправления получили право в определенных случаях принимать решения о сносе самовольных построек. Это могут делать органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Такое полномочие было предоставлено им поправками, внесенными к Гражданский кодекс РФ. До этого предусматривался лишь судебный порядок сноса подобных объектов.
В связи с возникающими на практике вопросами, связанными с тем, могут ли органы местного самоуправления принимать решения о сносе в отношении объектов, возведенных до 1 сентября 2015 года, Конституционный Суд Российской Федерации вынес определение от 27.09.2016 № 1748-О.
Как указал Конституционный Суд РФ, дата возведения самовольной постройки не меняет его природы как правонарушения, то есть не делает постройку законной. Поэтому тот, кто осуществил «самострой», по общему правилу должен его снести. Не имеет значения, построен объект до того, как закон наделил органы местного самоуправления правом принимать решение о сносе, или уже после.
В связи с чем обжаловать решение местных властей нецелесообразно, лучше исполнить решение в срок и снести постройку самостоятельно. Так как, если это сделают принудительно, лицо самовольно возводившее строение должен будет возместить затраты властей на снос.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Федеральным законом от 05.12.2016 № 412-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Изменениями КоАП РФ дополнен новой статьей 9.23, в которой устанавливается ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
К таким нарушениям относятся: нарушение требований к качеству, а также к сроку и периодичности выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, которое включено в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
За данные нарушения, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на граждан – от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц от 5000 до 20000 рублей, на юридических лиц от 40000 до 100000 рублей.
Кроме того, ст. 9.23 КоАП РФ устанавливается административная ответственность в виде штрафа за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение данного договора является обязательным; за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке; за уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если такая замена является обязательной; за указанные действия (бездействия), если они привели к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей; за повторное совершение указанного административного правонарушения. Изменения вступили в силу 16.12.2016.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2016 № 1213, внесены изменения в пункт 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.
Согласно изменениям, основанием для проведения внеплановой проверки в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, в том числе является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Таким образом, основанием для проведения в отношении хозяйствующих субъектов внеплановой проверки в рамках государственного надзора в сфере труда являются сообщения о нарушениях работодателями обязательных требований, приведших к неполной выплате в установленный срок зарплаты. Изменения вступили в силу с 01.12.2016.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Федеральным законом от 28.12.2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Изменениями указано на следующие требования предъявляемые участнику закупки, а именно: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Кроме того, еще одним из требований является то, что участник закупки - юридическое лицо, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
В Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения, касающиеся обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Ранее частью 8 ст. 16 указанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были вести такой журнал.
В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ данная обязанность, начиная с 15.11.2014, заменена на право субъектов предпринимательства вести такой журнал.
Кроме того, часть 10 статьи 16 данного закона, которой установлены требования к журналу учета проверок, изменена Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». После 07.04.2015 журнал учета проверок, заведенный по желанию предпринимателя, должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в действие 3 января 2015 года изменена статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В частности, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения увеличился с трех месяцев до одного года.
Кроме того, наказание за совершение правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц теперь, помимо штрафа, предусматривает дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
В Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения, касающиеся обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Ранее частью 8 ст. 16 указанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были вести такой журнал.
В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ данная обязанность, начиная с 15.11.2014, заменена на право субъектов предпринимательства вести такой журнал.
Кроме того, часть 10 статьи 16 данного закона, которой установлены требования к журналу учета проверок, изменена Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». После 07.04.2015 журнал учета проверок, заведенный по желанию предпринимателя, должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в действие 3 января 2015 года изменена статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В частности, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения увеличился с трех месяцев до одного года.
Кроме того, наказание за совершение правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц теперь, помимо штрафа, предусматривает дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Вверх